
Прототипом для ЗАЗ-965 "Запорожцев" послужила "Москвич-444" разработки МЗМА (Московский Завод Малолитражных Автомобилей), проектирование которого было начато в 1956-м году, а к 1959-му году внешний вид автомобиля уже принял знакомые очертания и стал именоваться ЗАЗ-965. К тому же было собрано дополнительно несколько опытных установочных образцов, кроме "Москвич-444", которые отличались друг от друга элементами оформления кузова. К примеру: опытные образцы 1959-го года уже имели опускные, а не сдвигающиеся стекла дверей; исчезла характерная гребенка с задних крыльев; подфарники были установлены в отдельных корпусах на крыльях.
- Такие образцы с измененными передними крыльями и выштамповками на передней панели были изготовлены несколько позже. У этих образцов подфарники остались на передних крыльях, но на переднюю панель была добавлена эмблема "ЗАЗ" и надпись "Запорожец" прямоугольными буквами. 22-го ноября 1960-го года такой вариант ЗАЗ-965 поставили на конвейер и до конца того же года было выпущено около 1 500 таких автомобилей.
К характерным особенностям "Запорожеца" модели ЗАЗ-965 можно отнести: навешенные на задних петлях двери, которые открывались против хода движения машины; расположенные на крыльях, на уровне капота, подфарники; двухрядное расположение вентиляционных отверстий на воздухозаборниках; над номерным знаком, на капоте имелось дополнительное прямоугольное зарешеченное отверстие для вывода воздуха, охлаждающего двигатель; на багажнике, который распологается в передке автомобиля, устанавливалась характерная эмблема в виде звезды, а пониже ее, на передней облицовке имелась надпись на украинском языке "Запорожець".
На автомобиль ЗАЗ-965, еще при проектировании "Москвича-444", рассматривались к установке и испытывались три варианта двигателя: "НАМИ-В" – который является копией двигателя автомобиля "Фольксваген-Жук" (оппозитный); "НАМИ-Г" - прототипом которого был двигатель "BMW" для десантируемого вездехода (V – образный) и собственная разработка МЗМА – двухцилиндровый оппозитный, прототипом для которого послужил французский двигатель для Citroen-2CV. Все три варианта двигателей использовали воздушное охлаждение. Наилучшие результаты при испытаниях показал мотор "НАМИ-В", у которого единственным недостатком была сложность регулировки клапанов, в связи с особенностью оппозитного расположения цилиндров: мешали колесные арки. Но всё же был выбран к установке мотор "НАМИ-Г". Ъотя он и предназначался для автомобилей с передним расположением двигателя и вызывал определенные компоновочные затруднения, но он имел самое важное преимущество, которое выражалось в полной готовности к серийному производству. Изначально мотор "НАМИ-Г" был предназначен для армейской амфибии ТПК, а не для будущего ЗАЗ-965, который в итоге доставил массу хлопот при гражданском использовании.
В первый же год массовой эксплуатации ЗАЗ-965 проявились и первые недостатки нового автомобиля: маленький объем багажника, высокий уровень шума двигателя, плохая динамика разгона, перегрев двигателя летом, затрудненный пуск в мороз, теснота в салоне. Поэтому то весной 1961-го года заводские инженеры приступили к работам над новым проектом модели ЗАЗ-966. В ноябре 1961-го года опытный экземпляр обновлённого "Запорожца" был представлен на ВДНХ. Но это не помешало модернизации модели ЗАЗ-965 и дальнейшего её выпуска до самого 1969-го года, а последние три года выпуска он выпускался параллельно с ЗАЗ-966.
В начале 1962 года была проведена модернизация ЗАЗ-965: передние габаритные огни были перемещены с верхней части крыльев под фары: были изменены воздухозаборники на задних крыльях, на один ряд большей высоты вместо двух; изменили капот двигателя - вместо двух групп лувров полукругом огибающих фонарь подсветки номерного знака появилась прямоугольное сетчатое отверстие над фонарем. Ранние образцы модели ЗАЗ-965 не имели внутренних ручек дверей, вместо которых имелась задвижка шпингалетного типа и ременная петля для закрывания двери.
В розницу на 1961-й год автомобили под маркой "Запорожец" модели ЗАЗ-965 реализовывались для населения по цене в 1800 советских рублей.
Просмотреть все фото ЗАЗ-965